Сегодня: 16.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

России невыгодно продление нынешнего контракта на транзит газа

28.02.2024

YKTIMES.RU – Контракт на транзит газа в Европу через Украину истекает 31 декабря 2024 года. Украинская сторона неоднократно транслировала, что не планирует его продлевать. Однако несколько европейских стран крайне заинтересованы в сохранении этого маршрута. Какое решение в итоге примут и как оно отразится на потребителях, разбирался “Прайм”.

Вернуть нельзя оставить

Обсуждается несколько вариантов. Наиболее очевидный – продление действующего контракта. Но он маловероятен, поскольку на нынешних условиях неинтересен ни одной из сторон. Украина не настроена на продление по политическим мотивам, “Газпром” – в силу неопределенности долгосрочного спроса на российский трубопроводный газ в ЕС.

“Мы не заинтересованы в контракте с прежним условием “качай или плати”, ведь непонятны потребности Европы в газе в ближайшие годы. Кроме того, Запад может ввести санкции против “Газпрома”, а других поставщиков там нет”, – объяснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Более реалистичный сценарий – переход с января 2025 года на краткосрочное бронирование мощностей через механизм аукционов. Об этом будет проще договориться. Тем более, с 2019 года Украина перешла на европейскую систему регулирования газовой отрасли, согласно которой обязана проводить аукционы, разыгрывая транзитные мощности. “Газпром” уже принимал участие в таких аукционах в 2021 году, когда нужно было качать в Европу дополнительные объемы.

Это выгоднее, чем долгосрочный контракт, поскольку не применяется принцип “качай или плати”. Скорее всего, аукционы будут проводить на месяц вперед. Основной вопрос, допустит ли Украина к участию “Газпром”, и если нет, то кто будет бронировать мощности. Возможно, европейским покупателям придется пересмотреть точку сдачи, предусмотренную долгосрочными контрактами. И непонятно, как они будут договариваться с “Газпромом”, не исключено, что появится посредник.

В целом для российской стороны лучше передавать газ покупателям на границе, тогда все договоренности с Киевом лягут на плечи европейцев.

В любом случае “Нафтогаз” выставляет условия для продления транзита. Одно из них – покупатель берет на себя содержание и ремонт ГТС, напомнил эксперт экономического факультета РУДН Тимофей Мазурчук. Иными словами, странам ЕС придется отвечать за функционирование линии на территории Украины, чинить и поддерживать систему.

“Это вызвало у европейцев массу вопросов. Тем не менее, вариант рассматривается”, – отметил эксперт.

План “Б” тоже готовится

Алармистский сценарий, который можно назвать “планом Б” – полное прекращение транзита. Сейчас он не столь велик, как в предыдущие годы, однако, несмотря на практически полный разрыв торговых отношений между Россией и Украиной, ежедневно “Газпром” подает в ЕС более 40 миллионов кубов газа, а в январе транзит составил 1,29 миллиарда кубов. В 2022-2023 годах система была загружена практически до максимума своих возможностей (до 99 процентов в ноябре 2023 года).

От поставок из России зависят Словакия, Австрия, Венгрия. Заместить их из других источников невозможно. Альтернативные маршруты есть лишь у Венгрии – через “Турецкий поток”.

“Часть “украинских” объёмов можно перекинуть на турецкое направление. Но все же полностью взять на себя все 15 миллиардов кубов, которые прокачиваются через Украину, “Турецкий поток” не сможет”, – рассуждает замглавы Института национальной энергетики, главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов.

По его словам, полная остановка транзита в краткосрочной перспективе не нанесет значимого ущерба. Такое уже было в начале 2009-го, затем поставки возобновились. Проблема может возникнуть, если транзит остановится насовсем. Это ухудшит снабжение газом местного населения и вызовет проблемы с самим трубопроводом.

Даже самая современная конструкция должна стабильно функционировать, иначе возможны серьезные неполадки, опасные как для людей, так и для окружающей среды. А украинская труба далеко не новая. Технически “Оператор ГТС Украины” может поддерживать работоспособность транзитных газопроводов и при нулевой прокачке, но это дорогое удовольствие и непонятно, кто за это будет платить.

Поэтому, если транзит встанет более чем на год, придется говорить о демонтаже части компрессорных станций, а затем и самих труб. Но сразу на это не решатся.

“Поэтому судьба этих газопроводов (прежде всего, это украинские участки “Уренгой – Помары – Ужгород” и “Прогресса”) зависит от сроков потенциального прерывания транзита”, – полагает директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Это создаст острый дефицит газа, который страны ЕС будут пытаться экстренно закрыть.

“Есть разные оценки, насколько это возможно сделать. Население без газа и электроэнергии точно не оставят, но коммерческий сектор, особенно энергоемкая промышленность, в течение нескольких лет будет поставлена в условия жесткого кризиса”, – считает он.

Газ завтрашнего дня

Но главное – закрыть не столько текущий дефицит, сколько потребности завтрашнего дня. Падение поставок в ЕС, спровоцированное санкционным давлением и подрывом инфраструктуры “Северных потоков” – временное явление, считает доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития Президентской Академии Тамара Сафонова.

Причин несколько. Прежде всего, объем регазификации сжиженного природного газа, приобретаемого преимущественно в США, пока еще на низких уровнях. Это связано как с недостаточностью оборудования, так и с ценой и объемами поставок. А из-за решения американской администрации ограничить экспорт газа они и вовсе под вопросом.

В 2025 году в мире запустят сразу несколько новых СПГ-проектов, но азиатских рынках он обычно дороже, и при необходимости его легко перекупят. Таким образом, Европа рискует столкнуться с нехваткой СПГ и резким скачком цен. Тогда европейцы станут сговорчивее, а в случае необходимости надавят на украинскую сторону. Возможно и заключение новых долгосрочных контрактов на выгодных России условиях.

Параллельно Россия создает альтернативные пути поставок топлива, в том числе сжиженного природного газа. В 2023 году ЕС увеличил закупку российского СПГ на три процента, и показатель будет расти вместе с введением в России новых терминалов регазификации.

Наталья Карнова, обозреватель АЭИ “Прайм”.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question