Сегодня: 21.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

США расширили механизмы для санкций против России. Что важно знать

24.02.2024

YKTIMES.RU – США анонсировали «новые мощные инструменты» против России, которые модифицируют институт вторичных санкций в отношении иностранных банков и распространяют эмбарго на товары, произведенные в других странах из российского сырья, сообщает РБК.

Президент США Джо Байден 22 декабря подписал указ, который, как заявляется, потенциально способен перевести санкции против России на новый уровень. Основных элементов два:

– указ дает полномочия Минфину США вводить санкции в отношении иностранных банков за помощь в проведении сделок для подсанкционных российских лиц или за содействие поставкам определенных материалов и оборудования военно-промышленному комплексу России;

– указ вводит запрет на импорт в США продуктов, произведенных в третьих странах из российского сырья. На первом этапе это крабы, некоторые виды рыбы и алмазы. Раньше вводилось эмбарго на ввоз непосредственно российских товаров.

РБК проанализировал возможные последствия этих действий. Москва считает западные санкции нелегитимными, а Кремль на этой неделе заявлял (применительно к новым санкциям ЕС), что Россия будет реализовывать варианты обхода санкций в отношении российских алмазов, попавших под запрет.

Что нового в американском подходе

По словам министра финансов США Джанет Йеллен, США вводят «новые и мощные инструменты против российской военной машины». Анонимный чиновник Белого дома заявил журналистам (цитаты по опубликованной стенограмме), что Россия «использует вольных или невольных финансовых посредников для обхода ограничений и закупки критически важных компонентов», таких как полупроводники, станки, химические прекурсоры, подшипники, оптические системы. Он указал, что США «впервые вводят инструмент, который позволяет налагать вторичные санкции на иностранные финансовые институты в ходе этого конфликта».

Инструмент вторичных санкций (то есть санкций против организаций из третьих стран за связи со страной — объектом первичных санкций) в отношении иностранных банков у США уже был: закон CAATSA, подписанный Дональдом Трампом в 2017 году, обязывал вводить санкции против иностранных финансовых институтов (банки, брокеры, инвесткомпании и т.д.), которые содействуют «существенным финансовым транзакциям» в интересах российских лиц, внесенных в санкционный список SDN в связи с конфликтом на Украине. Однако за время действия этого закона ни один иностранный финансовый институт не попал под его действие.

С другой стороны, с февраля 2022 года США добавили в список SDN несколько сотен граждан и компаний почти из 60 иностранных юрисдикций за связи с Россией (по сути, это вторичные санкции). Банков среди них тоже не было, хотя были, например, компании по управлению активами.

«На протяжении последних полутора лет [санкционное управление] OFAC США последовательно проводит в ближневосточных и центральноазиатских государствах информационную кампанию, склоняя банки к отказу от сотрудничества с российскими кредитными организациями под угрозой применения так называемых вторичных санкций», — рассказывает основатель коллегии адвокатов «Линников и партнеры» Александр Линников, добавляя, что «реальных примеров использования этого инструмента финансовыми властями США очень мало».

«Вместе с тем возможность применения вторичных санкций в дальнейшем вполне реальна. Простыми словами это можно объяснить так: в отличие от исходных санкций, которые вводятся законом и указами президента США, применение вторичных относится к ведению самого OFAC, которое вправе принимать такие административные решения в порядке реализации государственной политики США в сфере санкций. Именно поэтому американские специалисты подчеркивают: вторичные санкции — это скорее вопрос политики, а не права», — говорит Линников.

Он не исключает, что OFAC уже сформировало шорт-лист финансовых институтов для возможного введения таких санкций.

За что США угрожают наказывать иностранные банки

Новые американские санкции могут быть введены против иностранных финансовых институтов по двум основаниям:

– содействие существенным транзакциям в интересах российских лиц и организаций, внесенных в список SDN за работу в определенных секторах российской экономики;

– содействие существенным транзакциям или оказание любой услуги для военно-промышленного комплекса России, включая продажу, поставку или передачу в Россию определенных товаров по списку.

Под «иностранными финансовыми институтами» понимаются не только банки, но и операторы платежных карт, трастовые компании, страховщики, брокеры ценных бумаг, биржи и т.д. А для признания транзакции (транзакций) существенной Минфин США будет смотреть на такие факторы, как размеры и частота сделок, уровень осведомленности о них со стороны менеджмента, связь сделок с подсанкционными лицами и т.д.

На данный момент к секторам, в которых должно работать подсанкционное физическое или юридическое лицо, США относят технологический, оборонный, строительный, аэрокосмический и производственный. Эти пять секторов (в дальнейшем перечень может пополниться) для целей указа и образуют «военно-промышленный комплекс» России.

Как правило, Минфин США и Госдепартамент в публичных документах указывают основания для вводимых санкций. Например, в рамках недавнего санкционного раунда различные компании были внесены в список SDN за работу в технологическом, аэрокосмическом, оборонном, строительном, производственном секторах России. При этом санкционное управление Минфина США OFAC сообщило, что планирует обновить информацию о подсанкционных лицах в списке SDN, включив сведения о том, за работу в каком секторе туда внесены лица.

Перечень товаров, которые иностранные банки не должны помогать поставлять в Россию, включает:

– некоторые станки (с числовым программным управлением, станки для аддитивного производства), оборудование для производства полупроводников;

– некоторые полупроводниковые материалы (кремниевые пластины, фотоустойчивые материалы, субстраты для печатных плат);

– тестовое оборудование для микроэлектроники (осциллографы, генераторы сигналов, анализаторы спектра);

– некоторое горючее и химические прекурсоры для топлива и взрывчатки (нитроцеллюлоза, бездымный порох, гексоген, октоген);

– некоторые смазочные материалы (турбинное масло);

– подшипники (высокоточные, углового контакта);

– некоторые продвинутые оптические системы (тепловизионные прицелы, приборы тепловидения);

– некоторые навигационные инструменты (инерциальные навигационные системы, устройства инерциального измерения, фиброоптические гироскопы).

Какие могут быть санкции для банков

OFAC может ввести против банков-нарушителей либо полные блокирующие санкции (добавление в список SDN), либо запрет (строгие ограничения) на корреспондентские счета в американских банках. Но пока ни одного такого банка официально не выявлено. Как сказал журналистам чиновник администрации Байдена, США надеются, что «юрисдикции и финансовые институты предпримут действия для прекращения [запрещенного] поведения задолго до того, как понадобится использовать этот инструмент», потому что почти для каждого банка в мире очевиден выбор между «продажей скромного количества товаров российскому военно-промышленному комплексу» и сохранением подключения к финансовой системе США.

Власти США рассчитывают, что американские и европейские банки, у которых есть корреспондентские отношения с банками в других странах, донесут до них информацию о необходимости не подвергать себя риску применения против них вторичных санкций по новому указу, сообщили в Белом доме. Основанием для санкций могут быть сделки в любой валюте, необязательно в долларах, предупредило OFAC. Минфин США также опубликовал памятку для банков, в которой в том числе рекомендовал выборочно запрашивать у клиентов подтверждения того, что они не работают в секторах российской экономики, отнесенных к военно-промышленному комплексу, и не занимаются поставками в Россию оговоренных товаров (станки, подшипники и т.д.).

Прежде США включали в критерии для наложения вторичных санкций понятие knowingly (сознательно, намеренно), то есть банк или компания должны умышленно совершить запрещенную транзакцию. В новом указе и разъясняющих материалах OFAC этого нет. Йеллен подчеркнула, что банки должны приложить все усилия, чтобы в том числе не стать «невольными» помощниками для обхода санкций.

Как расширяется импортное эмбарго

Экстерриториальный принцип впервые вносится в импортные санкции США в отношении России. До этого все ограничения на импорт, введенные с марта 2022 года (в отношении российских нефти, нефтепродуктов, угля, сжиженного природного газа, рыбы, морепродуктов, алкогольных напитков, золота, алмазов), имели сферой действия продукты «российского происхождения». В 2022 году OFAC поясняло, что эти эмбарго не распространяются на продукты, полученные в третьих странах путем «существенной трансформации» (substantial transformation) или «интеграции/инкорпорации» (incorporation) исходного российского продукта. На этом основании США, в частности, продолжали импортировать из таких стран, как Индия или Турция, нефтепродукты, произведенные там из российской сырой нефти.

Согласно новому указу, запрещается также импорт в США российских рыбы, морепродуктов и алмазов, которые были переработаны или включены в другие продукты в третьих странах. OFAC уточнило, что на данном этапе запрет покрывает лосось, треску, минтай и крабов (включая королевского краба, снежного краба), выловленных в водах под российской юрисдикцией или судами под российским флагом и прошедших «инкорпорацию» или «существенную трансформацию» в другой продукт за пределами России. По контрактам, заключенным до 22 декабря, поставки таких производных продуктов могут продолжаться до 21 февраля 2024 года. При этом часть морепродуктов остается под запретом на прямой импорт из России, но не на импорт из других стран после существенной переработки: например, креветки, устрицы, гребешки, мидии, кальмары, неморские улитки, медузы.

Сенатор Дэн Салливан от Аляски (там добываются рыба и морепродукты) утверждает, что «большинство российских морепродуктов поставляются в другие страны (в том числе в Китай), где перерабатываются и затем отправляются в США для конечного потребления». По его словам, за счет этой лазейки российские морепродукты «на сотни миллионов долларов» продолжали поступать на американский рынок. Другой сенатор от Аляски, Лиза Мурковски, заявила, что указ Байдена прекратит «китайский демпинг переработанной российской рыбы на американские рынки». По данным китайской таможни, в январе—ноябре 2023 года КНР ввезла крабов из России на $0,95 млрд (на 57% больше, чем в январе—ноябре 2021 года), из которых примерно $0,85 млрд — живые, свежие или охлажденные (остальное — замороженные).

Но у Погранично-таможенной службы США недостаточно ресурсов для эффективного исполнения запрета в отношении рыбы и морепродуктов, считает сенатор США Эд Марки от Массачусетса.

«Неясно, располагает ли служба полными мощностями, чтобы определять и контролировать, откуда идут морепродукты до их существенной трансформации в другой стране», — заявил он.

OFAC не дает определения того, что значит «существенная трансформация» и «инкорпорация». Применительно к нефти (когда ведомство выпускало разъяснения по ценовому потолку) указывалось, что при существенной трансформации продукт «теряет свою идентичность и преобразуется в новый продукт с новым названием, характером и применением»; простое смешивание, как правило, не считается существенной трансформацией.

Что касается алмазов, расширенный импортный запрет вступит в силу, как только профильные ведомства выпустят решение, аналогичное решению по рыбе и морепродуктам, в котором будут перечислены конкретные продукты (это обещано «в ближайшее время»). В настоящее время запрещен импорт в США российских непромышленных алмазов, необработанных или просто распиленных, расколотых или подвергнутых черновой обработке. В январе—октябре 2023 года США импортировали алмазов на $16,2 млрд, в том числе $6,5 млрд из Индии, $4,8 млрд из Израиля, примерно $1,8 млрд из Бельгии. Американские СМИ также писали, что российские алмазы перерабатываются в других странах, из-за чего меняют страну происхождения, после чего санкции США к ним уже не применимы.

Указ Байдена также дает полномочия Минфину США в консультации с министрами торговли и внутренней безопасности и госсекретарем определить в дальнейшем другие категории товаров исходного российского происхождения, которые могут быть запрещены к ввозу в США, если они прошли существенную переработку в других странах.

Линников допускает, что «возможность распространения импортных ограничений на продукцию других отраслей (например, металлургической, нефтехимической, топливной и др.) будет всерьез изучаться и планироваться». Он считает, что при анализе целесообразности таких решений власти США будут руководствоваться «не только и не столько соображениями дальнейшего ущемления экономических интересов России, сколько интересами и потребностями собственного внутреннего рынка и состоянием отношений и балансом экономических интересов с государствами — экспортерами продукции, произведенной из российского сырья».

***
Какие санкции ввели США

Соединенные Штаты накануне объявления о новых санкциях обещали, что они будут «сокрушительными». 23 февраля Минфин США и Госдепартамент объявили о блокирующих санкциях против более 500 граждан и организаций — как российских, так и из третьих стран. Новых секторальных мер власти США не приняли.

В частности, под рубрикой «обход санкций» Минфин США внес в санкционный список SDN шесть китайских компаний, которые, по его данным, поставляли в Россию микроэлектронику, в том числе «иностранного происхождения». Туда же добавлены четыре сербские компании, которых США обвинили в поставках электроники, оборудования, микросхем российским покупателям, а также лихтенштейнская Rheingold Edelmetall и трое связанных с ней немца с общей фамилией «Дигельманн». По данным Минфина США, они маскировали российское происхождение драгоценных металлов, с которыми работали, и помогали российским клиентам покупать и продавать драгметаллы.

Основное новшество последних американских санкций — это первое применение декабрьского указа президента США, который дал полномочия американскому Минфину вводить санкции в отношении иностранных банков за помощь в проведении сделок для подсанкционных российских лиц из определенных секторов экономики или за содействие поставкам определенных материалов и оборудования военно-промышленному комплексу России. Санкций против банков из третьих стран пока не введено. Но 23 февраля США внесли в санкционный список SDN более 300 преимущественно российских компаний с новым основанием — за работу в российской отрасли, которая поддерживает «военно-промышленную базу» страны. Теперь за сотрудничество с такими компаниями иностранным банкам будут грозить вторичные санкции.

Указ президента США от 22 декабря еще до сегодняшних санкций негативно повлиял на расчеты в торговле России с Китаем, Турцией, Индией, напоминает Волошин. Дело в том, что в соответствии с этим указом технологический, оборонный, строительный, аэрокосмический и производственный сектора российской экономики автоматически отнесены к военно-промышленному комплексу. «В последнее время было много статей в СМИ о том, что китайские, индийские, турецкие и прочие банки отказываются от обслуживания счетов компаний, которые, даже не будучи внесенными в американские санкционные списки, рассматриваются ими как часть российского ВПК по новой американской дефиниции», — отмечает Волошин.

«Президент Байден недавно подписал указ с новыми полномочиями, позволяющий нам послать простое сообщение компаниям и финансовым институтам по всему миру: если вы оказываете материальную поддержку российской армии, мы придем за вами со всеми имеющимися у нас инструментами», — сказал 23 февраля заместитель министра финансов США Уолли Адейемо.

Санкционное управление Минфина США OFAC напомнило у себя на сайте, что «множество санкционных полномочий США дают возможность вводить санкции против неамериканских лиц, которые предоставляют товары, услуги или иную поддержку военно-промышленному комплексу России», причем это касается не только возможных вторичных санкций против банков по декабрьскому указу.

Какие компании США связали с российским ВПК

За работу в секторе, являющемся частью «расширенного» ВПК по версии США, в список SDN, например, включены АО «Электронная Москва» (созданное в начале 2000-х в соответствии с постановлением московского правительства), «Газпром Космические системы», АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», Институт прикладной математики им. Келдыша РАН, «НОВАТЭК-Мурманск» («строительный» сектор), Невский завод («производственный» сектор), судостроительный комплекс «Звезда» («производственный» сектор), «Русхимальянс» («строительный» сектор), «Трансконтейнер» («оборонный» и сопутствующий сектор), Челябинский кузнечно-прессовый завод («производственный» сектор), «ПИК-Специализированный застройщик» («строительный» сектор), «Мечел» («производственный» сектор).

Среди компаний, за «существенные транзакции» с которыми иностранным банкам будут грозить вторичные санкции, есть экспортеры. В то же время не все экспортеры, включенные в список SDN, отнесены к секторам, связанным с ВПК. Например, угледобывающая СУЭК (хоть в обосновании санкций Минобороны России и названо «одним из крупнейших клиентов СУЭКа») внесена как часть транспортного сектора, а Трубная металлургическая компания — как часть металлургического. Оба эти сектора на данный момент не определены властями США как составляющие «военно-промышленной базы».

«Эти санкции, в том числе против «Мечела», нужно рассматривать в сочетании с возможными вторичными санкциями в отношении неамериканских финансовых организаций», — говорит Волошин.

По его мнению, компании, добавленные в санкционный список в соответствии с декабрьским указом США, «могут столкнуться с существенными проблемами за пределами России, вне прямой юрисдикции США».

До 8 апреля 2024 года США разрешили своим гражданам и компаниям сделки с «Трансконтейнером», «Мечелом», СУЭКом, ТМК, судостроительным комплексом «Звезда» и рядом других структур, направленные на сворачивание бизнеса с ними.

«Логика США очевидна: основной удар направлен на компании, или непосредственно участвующие в производстве вооружений, или на компании, чья продукция может направляться на производство вооружений, — например, производители стали. Также под ударом экспортеры, которые обеспечивают приток валюты. Поэтому санкции против «Мечела», СУЭКа и ТМК были вопросом времени», — отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

Любая крупная компания в секторе так или иначе готовилась к санкциям, у них был «план Б», уверен инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Металлурги ранее уже переориентировали поставки в основном на внутрироссийский рынок или на рынки «дружественных» стран, указывает он.

Это не означает, что санкции не скажутся на финансовых результатах металлургов.

«Естественно, это приведет к снижению объемов выработки, но той же «Северстали» удалось достаточно быстро перенастроить производственные процессы после введения против нее санкций, и она сейчас работает практически под 100-процентной загрузкой», — говорит Суверов. «Конечно, санкции скажутся на финансовых результатах компаний. Вы видите, что уже происходит с платежами в Китай, Турцию, Эмираты, какие «финансовые тромбы» образуются. А Китай для «Мечела», ТМК и СУЭКа — важное направление экспорта», — добавляет Осадчий.

Самое важное следствие санкций — потенциальные опасения покупателей из «дружественных» стран, в том числе в контексте возможных вторичных санкций, полагает Суверов. Реакция фондового рынка на санкции против «Мечела» и ТМК (СУЭК — непубличная компания) едва ли будет бурной, считают собеседники РБК. «Думаю, снижение будет порядка нескольких процентов. Но не больше», — говорит он.

Насколько сильно компании зависят от экспорта

У «Мечела» в среднем 31% выручки приходится на экспорт (оценка агентства АКРА осенью 2023 года);

ТМК обеспечивает 8–12% выручки за счет зарубежных заказов — в зависимости от сегмента продукции (оценка аналитиков Альфа-банка осенью 2023);

Выручка СУЭК более чем на 65% поступает из-за рубежа (данные агентства «Эксперт РА» летом 2023).

Как расширены санкции против энергопроектов

Введенные санкции США «являются последовательным продолжением существующей санкционной политики, которая главным образом направлена на сокращение доходов государства от экспортной выручки российских экспортеров, а также на усложнение цепочек платежей», полагает партнер Better Chance Вадим Панин, указывая в том числе на сектора, где Россия конкурирует с США на мировых рынках (например, СПГ). В этом контексте объявленные санкции против девяти небольших российских банков и против СПГ-проектов «не приведут к прекращению экспортных операций, на которые они нацелены, но неизбежно сократят выручку от реализации продукции», «усложнят реализацию проектов, находящихся на стадии строительства», полагает Панин.

В сообщении Госдепартамента отдельно выделены санкции, которые должны «ограничить будущие производство и экспорт энергоносителей» России. Так, Госдеп отмечает, что санкции 23 февраля введены против двух организаций, которые занимаются финансированием и строительством СПГ-танкеров и производственных линий для проекта «Арктик СПГ — 2», а именно ООО «НОВАТЭК-Мурманск» и судостроительного комплекса «Звезда» (сам проект был внесен в санкционный список США в ноябре 2023 года).

Также США ввели санкции против ООО «Глобалтэк», созданного в 2019 году для реализации Якутского газового проекта, а также государственного холдинга «Росгеология» и более десятка аффилированных с ним организаций (включая «Зарубежгеологию» — оператора зарубежных проектов Росгеологии).

Помимо санкций против российских банков и Национальной системы платежных карт, США ввели блокирующие санкции против ряда российских инвесткомпаний и венчурных фондов (в том числе BSF Capital, «Инвестиционный консультант Эльбрус Капитал», «Орбита Капитал Партнерз») и финтех-компаний («Финансовые информационные системы», «Кворум», «Крипто Про» и др.).

Отдельно США внесли в список блокирующих санкций крупнейшую судоходную компанию России «Совкомфлот». В феврале 2022 года США уже вводили санкции против нее, но они касались только ограничений на привлечение долгового и акционерного финансирования. «Совкомфлот» также уже внесен Евросоюзом в перечень российских госкомпаний, с которыми европейцам запрещены любые транзакции.

***
США ввели блокирующие санкции против «Совкомфлота» и 14 танкеров

Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США ввело блокирующие санкции против «Совкомфлота» и 14 танкеров, сообщается на сайте ведомства.

Компания попала в список SDN, означающий блокировку всех принадлежащих активов и запрет на взаимодействие с ними американским лицам.

В него внесены также связанные с «Совкомфлотом» танкеры «Анатолий Колодкин» и «Остров Сахалин» (оба под флагом Панамы), а также «Георгий Маслов», «Крымск», «Литейный проспект», «Невский проспект», NS Antarctic, NS Bravo, NS Burgas, NS Captain, NS Columbus, NS Consul, NS Creation, NS Lion (все под флагом Габона).

Вашингтон теперь внес в список блокирующих санкций «Совкомфлот», тогда как в феврале 2022 года Соединенные Штаты только ограничили возможность компании привлекать долговое и акционерное финансирование.

В марте 2022 года Великобритания внесла «Совкомфлот» в свой список блокирующих санкций, а Евросоюз в том же месяце включил «Совкомфлот» в перечень российских госкомпаний, с которыми европейцам запрещены любые транзакции. Кроме того, ЕС и Великобритания в 2023 году внесли в санкционные списки компанию Sun Ship Management, которую Лондон назвал аффилированной с «Совкомфлотом».

В декабре 2023 года Великобритания включила в список санкций новую дубайскую структуру Oil Tankers SCF Mgmt FZCO, которая, как утверждали Bloomberg и Reuters со ссылкой на отраслевые базы данных, получила в управление десятки судов, подконтрольных «Совкомфлоту». В феврале 2024 года эту компанию в список SDN добавил Минфин США, указав, что Oil Tankers SCF управляет нефтетанкерами, чьим бенефициарным собственником является российское государство через «Совкомфлот».


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question