Сегодня: 21.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Якутия ждет молодых специалистов

19.01.2024

YKTIMES.RU – Республика представила инвестиционный потенциал транспортного комплекса на выставке «Россия», говорится в сообщении на сайте Минтранса Якутии.

Традиционно Якутия ассоциируется с вечной мерзлотой, полюсом холода, мехами и алмазами. Действительно, для этого региона характерны самые большие годовые перепады температур на планете. Так, в Верхоянске зарегистрирован рекордный перепад температур в 106,7 °C: от -70 °C зимой до +36,7 °С летом. Самая низкая температура (-71,2 °С) наблюдалась в Оймяконе, на полюсе холода, самая высокая – в Ленске (+39,2 °С).

Площадь Якутии составляет пятую часть всей России, или более 3 млн кв. км, но при этом, по данным 2023 года, в республике живут не более 1 млн человек, таким образом, на каждого жителя приходится более 3 кв. км территории. В Арктической зоне, к которой относится половина территории РС (Я), проживают менее 68 тыс. человек.

Об этом и не только на встрече со студентами Института международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Владимир Сивцев, представляя инвестиционный потенциал транспортного комплекса республики. Мероприятие прошло на ВДНХ, в павильоне № 15, где под эгидой Минтранса России экспонируется выставка «Россия в движении» в рамках международной выставки-форума «Россия».

Ребята узнали много интересного об особенностях северного завоза, где ключевую роль играет водный транспорт.

«Именно во время короткой северной навигации, длительность которой составляет примерно 4,5 месяца (с начала июня по середину октября), происходит основной объем завоза грузов в республику», – пояснил Владимир Сивцев.

Кроме того, все арктические районы республики зависят от Северного морского пути (СМП). В среднем ежегодно с использованием СМП перевозится более 300 тыс. тонн жизнеобеспечивающих грузов (в основном топливно-энергетические ресурсы), в том числе более 100 тыс. тонн завозится в Якутию из других арктических портов (Архангельск, Мурманск и др.).

Большую роль в Якутии с давних времен и по сей день играет речной флот. Согласно официальной статистике ежегодно в период навигации в республике перевозится около 2,7 млн тонн грузов, в том числе для нужд жизнеобеспечения – 1,2 млн тонн.

«В целях модернизации и обновления флота для обеспечения северного завоза в 2024 году завершится строительство 1-го этапа Жатайской судоверфи и уже в 2025 году будет заложено первое судно. При выходе на полную мощность судоверфь будет выпускать до 10 судов в год и создаст более 700 рабочих мест», – проинформировал министр.

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Саха (Якутия) составляет 40 тыс. км, из которых половина – автозимники. Благодаря колоссальной поддержке Министерства транспорта РФ и Росавтодора с 2018 года приведены в нормативное состояние порядка 2,9 тыс. км автомобильных дорог и 50 мостовых переходов, в том числе в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Объем привлеченных федеральных средств составил 13,5 млрд руб.

Безусловно, самым долгожданным объектом транспортной инфраструктуры для жителей республики является строительство моста через реку Лена. Этот проект представил генеральный директор ГКУ РС (Я) «Дирекция по строительству Ленского моста» Артем Артемьев.

По его словам, уже давно обсуждается идея создания Северного широтного транспортного пояса – полноценной круглогодичной транспортной магистрали, которая пройдет севернее Транссиба и БАМа и снизит растущую на них нагрузку. С этой целью необходимо привести в нормативное состояние федеральные трассы «Вилюй» и «Колыма» и построить четыре моста на реке Вилюй, а также мостовые переходы через реки Лена и Алдан.

«Строительство мостового перехода через реку Лена является ключевым элементом проекта, позволяющим интегрировать в единую транспортную систему страны разобщенную дорожную сеть северо-восточных регионов и соединить между собой по кратчайшему расстоянию крупные административные центры. Мост свяжет кратчайшим путем Восточную Сибирь через территории Якутии и Магаданской области с портами Охотского моря», – пояснил Артем Артемьев.

Строительство вантового трехпилонного моста начнется в 2024 году, окончание работ запланировано в 2028 году. Общая длина мостового перехода, включая подходы к мосту, – 14,5 км. Стоимость проекта – 130 млрд руб.

С запуском автомобильного движения по мосту через реку Лена круглогодичная транспортная доступность территории республики вырастет с 20,9% до 87%. Экономия средств республиканского бюджета при осуществлении северного завоза составит не менее 4,7 млрд руб. ежегодно. Прирост ВРП достигнет 2,5-3% в год.

Протяженность железных дорог в РС (Я) составляет 1300 км. Стратегически важным игроком на республиканском рынке грузовых и пассажирских перевозок является основанная в 1995 году акционерная компания «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) – владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Нерюнгри-Грузовая – Нижний Бестях протяженностью 799 км. АО «АК ЖДЯ» входит в топ-10 крупнейших компаний Республики Саха (Якутия), занимает лидирующие позиции среди региональных компаний в сфере транспорта. По итогам 2022 года объем грузоперевозок составил 8,45 млн тонн, перевезены 285,6 тыс. пассажиров.

Советник исполнительного директора АК «Железные дороги Якутии» Алексей Абрамов рассказал о создании железнодорожной инфраструктуры международного северо-восточного транспортного коридора на базе погранперехода с мостом через реку Амур в районе Джалинда-Мохэ и железнодорожной линии Рейново – Сковородино – Нижний Бестях – Магадан.

«Северо-Восточный коридор» (СВК) свяжет по кратчайшему расстоянию громадные территории Якутии и северо–востока России с провинциями северо–востока Китая и через них со всем Китаем и странами Азии, обеспечит новые выходы к Тихому и Северному Ледовитому океанам.

«По мере поэтапного создания и развития СВК станет возможным перевозить дополнительный объем грузов от 2-5 млн тонн к 2025 году до 20 млн тонн к 2030 году с перспективой до 30–40 млн тонн», – заявил Алексей Абрамов.

Для АО «АК ЖДЯ» приоритетными проектами являются:

– возобновление работы пограничного перехода Джалинда – Мохэ и железнодорожной инфраструктуры на участке Рейново – Сковородино со строительством моста через реку Амур;

– строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан (порт).

На железнодорожной линии Рейново – Сковородино – Нижний Бестях стоит задача расшивки узких мест транспортной системы за счет создания нового перспективного логистического направления через ж/д пограничный переход Джалинда.

На 1-м этапе реализации проекта предполагается открытие автомобильно-водного пограничного пункта пропуска с устройством понтонного моста через реку Амур в круглогодичном режиме. Это позволит начать грузоперевозки через переход автомобильным транспортом в период строительства и реконструкции железнодорожной инфраструктуры.

На 2-м этапе предстоит изучение вопросов проектирования и строительства моста через реку Амур.

Предлагаемая железная дорога Сковородино – Джалинда – Чанъинь соединится с самой северной железнодорожной линией в Китае – Фуси, которая заканчивается в порту Ляньянь.

Ожидаемый грузопоток с территории РС(Я) к 2033 году – более 18 млн тонн, с территории Амурской области – более 1 млн тонн.

Сегодня логистическое плечо транспортировки угля по железной дороге из Якутии (Нерюнгри) до порта Находка во Владивостоке и далее по морю в Циньхуандао (КНР) составляет 4808 км. Время в пути – 7 дней. В случае прямого железнодорожного сообщения между Нерюнгри и Циньхуандао через Джалинду расстояние доставки сократится в 1,7 раза, до 2825 км, а время доставки – до 4 дней.

При строительстве железной дороги Нижний Бестях – Магадан на 1-м этапе предполагается проложить относительно небольшой по протяженности участок от Нижнего Бестяха до Хандыги и построить мостовой переход через реку Алдан длиной 3 км.

На 2-м этапе cтроительство участка Хандыга – Оймякон – Сусуман обеспечит транспортное обслуживание золотодобывающей промышленности.

Наконец, 3-й этап – строительство участка Сусуман – Магадан, который соединит железнодорожную линию и порт Магадан.

В целях формирования современной портовой инфраструктуры в составе Северного морского пути и внутренних водных путей правительством Республики Саха (Якутия) начата разработка инвестиционного проекта «Строительство глубоководного порта «Найба». Информацию об этом проекте представил руководитель департамента водного и железнодорожного транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Петр Ефимов.

Новый порт-хаб Найба предполагается построить в Хараулахской бухте, вблизи села Найба, в рамках расширения границ существующего порта Тикси. С мая 2023 года порт Тикси стал открыт для захода иностранных судов, что создает перспективные условия для увеличения грузовой базы СМП на территории Якутии. Прогнозный грузооборот нового порта к 2035 году составит 30 млн тонн в год.

Данный проект предполагает и строительство автомобильной дороги до порта от п. Усть-Куйга в Усть-Янском районе протяженностью 270 км.

Строительство глубоководного порта Найба станет стимулом для реализации перспективных проектов по добыче цветных и редкоземельных металлов, угля и других полезных ископаемых путем доступа к Северному морскому пути, внутренним водным путям, железнодорожной линии со станцией в п. Нижний Бестях для вывоза продукции, завоза строительных материалов и потребительских товаров, а также продовольствия для нужд промышленников.

Особенностью арктической транспортной системы является ярко выраженный сезонный характер – грузовые перевозки выполняются водным транспортом в период навигации (с июня по сентябрь) и автотранспортом в период действия автозимников (декабрь – март). Таким образом, единственным круглогодичным видом транспорта является авиация. Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40–70%, а в стоимости завозимой продукции может превышать 80%.

В связи со слабым развитием наземной транспортной сети авиация имеет первостепенное значение для перевозки пассажиров, грузов и доставки почты.

На территории Республики Саха (Якутия) расположены 31 аэропорт и более 170 посадочных площадок. Авиационное сообщение обеспечивают три региональные авиакомпании. Как сказал Владимир Сивцев, из 66 аэропортов, включенных в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, 15 находятся в Якутии. Всего на эти цели из федерального бюджета выделены 38,6 млрд руб.

«На сегодняшний день завершена реконструкция 9 аэропортов (ИВПП-2 аэропорта Якутск, аэропорты Черский, Жиганск, Хандыга, Белая Гора, Верхневилюйск, Вилюйск, Депутатский, Сангар). В декабре текущего года планируется завершение реконструкции аэропорта Нерюнгри с вводом в эксплуатацию нового аэровокзала. В 2024 году запланировано завершение строительства еще четырех аэропортов республики – Усть-Нера, Полярный, Мирный, Олекминск», – подчеркнул министр.

Стратегия развития аэропорта Якутск до 2032 года предусматривает реконструкцию и модернизацию терминалов аэропорта. Речь идет о реконструкции международного терминала и воздушного пункта пропуска через государственную границу РФ на сумму 2,7 млрд руб. В результате площадь международного терминала увеличится более чем в два раза – с 5,5 тыс. кв. м до 12,8 тыс. кв. м, а пропускная способность вырастет с 100 до 200 человек в час.

Якутия стала первым регионом, представившим на выставке свои инфраструктурные проекты в сфере транспорта. К презентации якутяне подошли творчески, серьезные доклады перемежались небольшими викторинами, рассчитанными на широкий кругозор, смекалку и находчивость.

Как знать, может быть, после этой встречи кто-то из нынешних студентов захочет связать свою судьбу с этим суровым краем, чтобы принять участие в реализации масштабных транспортных проектов, выразил надежду Владимир Сивцев.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель еженедельной информационно-аналитической газеты Министерства транспорта РФ «Транспорт России».


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question